13 июля 2017

Рекомендации по защите:
фишинг

Общая информация об угрозе

Фишинг — один из видов интернет-мошенничества, основанный на принципах социальной инженерии, целью которого является обманом вынудить пользователя совершить необходимые злоумышленнику действия. Слово фишинг происходит от английского «phishing» (созвучно с «fishing», что означает «поймать на удочку»). Также популярен вишинг (голосовой фишинг, англ. Vishing — от voice phishing) и смишинг (англ. SMiShing — от «SMS» и «фишинг»).
Фишинг делится на два основных направления: массовый и таргетированный. Большинство фишинговых сообщений носят массовый характер и не направлены ни на кого конкретно. Они затрагивают разные группы людей и берут числом сообщений. Распространенной практикой является рассылка писем от имени существующей компании или авторитетного лица. Они содержат ссылку на веб-сайт, предлагающий ввести конфиденциальную информацию, либо ссылку, перенаправляющую пользователя на поддельный веб-сайт.
Другой вид атак — таргетированный или spear-phishing. Пользователи получают тщательно разработанные фишинговые сообщения, заставляющие человека вводить конфиденциальные сведения, которые дают доступ к корпоративным сетям или базам данных с важнейшей информацией. Помимо запроса учетных данных, фишинговые письма могут также содержать вредоносное ПО.
Многие фишинг-атаки незамысловаты и легко выявляются. А некоторые могут быть весьма изощренными, поэтому следует проявлять здоровую дозу скепсиса, чтобы отсеивать подозрительные письма, ссылки и сообщения. Чтобы не попасться на типовые фишинг-атаки, руководствуйтесь приведенными ниже рекомендациями.

Рекомендации по защите

  1. Никогда не сообщайте никому пароли, коды или иные данные, используемые для подтверждения платежей (или иных транзакций). Кем бы не представился просящий. Современные системы безопасности создаются таким образом, чтобы пароли и коды не передавались от человека к человеку.
  2. Проверяйте URL-адреса. Особенно ссылки, полученные от незнакомых отправителей. Зачастую злоумышленники используют похожие по написанию домены. Например, g00gle.com, faecbook.com, secure-paypal.com.
  3. Проверяйте наличие префикса HTTPS:// на сайтах, где требуется ввести конфиденциальную информацию, например, пароли.
  4. Большинство современных браузеров содержат встроенные механизмы противодействия массовым фишинг-атакам. Необходимо обращать внимание на сообщения браузера об угрозах.
  5. Современные системы предотвращения вторжений, а также антивирусные программы и спам-фильтры эффективно противодействуют массовым фишинг-атакам.
  6. На корпоративном почтовом сервере необходимо настроить поддержку технологий защиты электронной почты, которые уже содержат необходимые механизмы борьбы с фишинг-атаками — SPF, DKIM, DMARC.
  7. Хорошей практикой является использование в компаниях систем обучения и повышения осведомленности (Security Awareness Training System). Они позволят провести проверку осведомленности персонала в «боевых» условиях.

Действия в случае инцидента

Если вы стали жертвой мошенничества, связанного с кражей денег через онлайн-банкинг, обязательно сообщите об этом в службу безопасности банка. В редких случаях транзакцию можно «откатить». Иногда удается доказать, что инцидент произошел не по вашей вине. В любом случае сотрудники банка должны быть в курсе противоправной деятельности, ведущейся против их клиентов. Когда о таких случаях становится известно, служба безопасности банка выполняет расследование инцидента и предпринимает меры, направленные на пресечение подобного рода мошенничества в будущем.
Если вы подозреваете, что стали жертвой фишинг-атаки, направленной на кражу учетной записи от какого-либо интернет сервиса, следует немедленно сменить пароль для доступа к этому сервису.
Очень часто фишинг является лишь первым этапом многоступенчатой таргетированной атаки. Целью злоумышленника может быть понуждение пользователя установить какое-либо вредоносное программное обеспечение. Это может быть программа для удаленного доступа в корпоративную сеть предприятия (backdoor), программа для записи парольной информации (keylogger), программа, вмешивающаяся в работу онлайн-банкинга или мобильного банк-клиента, вирус-шифровальщик и т. д. В случае, если вы подозреваете, что стали жертвой такого рода атаки, необходимо немедленно осуществить полное сканирование устройства (компьютера или мобильного устройства) на предмет наличия вирусов. В случае с персональным компьютером сканирование антивирусным ПО рекомендуется производить не из-под зараженной операционной системы. Лучше загрузиться с live-cd или подключить жесткий диск к другому компьютеру.
Другие публикации по теме